Запахом луговых трав, пением птиц, вкусом морской соли и шумом прибоя наполнились помещения районной библиотеки имени Николая Рубцова
В учреждении открылась выставка самодеятельного художника Валентина Бараева «Здесь моя прописана душа». Живописец появился на свет в Грязовецком районе, проживает в Череповце, но родным местом считает усть-печеньгскую деревню Мыс, где проводит время с весны до поздней осени в доме на высоком берегу Сухоны.
Если вдумчиво просматривать работы Валентина Николаевича, а его выставок было много – в тотемских музеях, той же библиотеке, станет понятно, каким он был в раннем детстве, чему посвятил жизнь, что навсегда осталось в сердце. В начале июля живописец отметил 90-летний юбилей, на котором гуляли весь Мыс, многочисленные родные и друзья. Не только они, а даже те, кому довелось познакомиться с мастером кисти только сейчас, в один голос подтвердят: Валентин Бараев не выглядит на свои годы, он бодр, свеж, подтянут. В общем, настоящий моряк!
Детство будущего художника прошло в грязовецкой деревне Вольное Сырищево. Когда началась Великая Отечественная, пошёл в школу. Рисовать он любил сызмальства, но в сельской местности с красками, карандашами и бумагой было тяжело. А тут ещё война и голодное послевоенное время – не до художеств.
Родители Валентина умерли рано: мама в 1945-ом, отец – спустя два года. Поэтому, не окончив семилетку, подросток устроился на работу, а в 1948-ом поступил в речное училище по специальности «судовождение». Но мечту стать художником не бросил, поэтому, кроме основной учёбы, посещал кружок изобразительного искусства.
Две навигации Валентин Бараев отработал штурвальным на пароходах, ходивших по Северной Двине и Вычегде, затем был призван в армию. Тогда в ВМФ служили пять лет. Валентину Бараеву довелось отдавать долг Родине на Северном и Балтийском флотах, где участвовал в дальних походах на крейсере к берегам Западной Европы. Вот тогда в его жизни и появилось море, поселившись в душе моряка навсегда…
После армии женился. Супруга Елена Васильевна родом из деревни Пустошь Тотемского района. Несмотря на то, что Валентин Николаевич по-прежнему грезил живописью, заниматься ею времени не оставалось. Росла семья, надо было работать, воспитывать детей, а ещё учиться – ведь за плечами лишь семь классов образования да училище. Поэтому Валентин Бараев окончил вечернюю школу, поступил в вуз на заочное отделение и в 40-летнем возрасте получил диплом журналиста. Если творчество постоянно приходилось откладывать, то водная стихия оказалась сильнее. Устроившись на сухогруз «Волго-Балт», который принадлежал к новому в то время типу судов «река-море», около десятка лет ходил по рекам и каналам Европейской части СССР, а также Чёрному, Балтийскому и Северному морям.
Судоходные реки умиротворяют спокойствием, величием, неспешностью. Другое дело ‒ океан. Он может быть обманчиво-ласковым, восхищать яркими цветами лазури, играть волнами на закате солнца, радовать свежим бризом и лёгким шёпотом прибоя. В шторм мрачное небо сливается с такой же чёрной бездной, а рёв урагана бьёт в барабанные перепонки. Вода повсюду – вверху, внизу, сбоку, в глазах, ушах, во рту, и кажется, ею дышишь и не можешь продохнуть. Накрывающие размером с многоэтажный дом волны могут не только смыть с палубы человека, но и потопить корабль, как скорлупку, скрыв его навсегда в вечных темноте и безмолвии…
И всё равно Валентин Бараев любит море до сих пор. Половина его работ посвящена морской тематике. Вернулся к живописи он только тогда, когда вышел на заслуженный отдых. Дети ‒ взрослые, жить в индустриальном Череповце неуютно. Поэтому и купили Бараевы дом в живописном краю, каждый уголок которого просится на холст. Ласковая, без экзотики, а потому невероятно родная северная природа в творениях Валентина Николаевича подана с глубокой искренностью и любовью. Компенсируя годы юности и зрелости, он не побоялся взять кисть и выплеснуть всё накопленное в душе на многочисленных полотнах.
В Тотьме его выставки проходят на протяжении уже двадцати лет. Валентин Бараев презентует их по случаю юбилейных дней рождения, приурочивает к выдающимся праздникам. Его работоспособность поистине удивляет, только в 2022-ом мастер кисти написал более двух десятков картин. И сельские пейзажи, и, конечно, море во всех его ипостасях.
- В работы всегда вкладываю энергию души, отдаваясь им полностью.
Всё, что отражено на холстах, увидено и пережито самим. Что получилось на сей раз, судить вам, ‒ сообщил художник зрителям.
У каждого родится своё ощущение от увиденного. Перед одной замрёшь в раздумье, другая волнует сердце и память, от третьей по телу пробегают мурашки. А море… Вот оно, ещё чуть-чуть и… выплеснется, окатив с ног до головы прохладной солёной водой.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 75 просмотров