сво

 

Надёжный рулевой

Тотемское ПАТП организует пассажирские перевозки во все уголки района

Жизнь в нашем муниципалитете бьёт ключом. Она сосредоточена не только в Тотьме, но и на селе. В крупных деревнях и посёлках сохранились предприятия агропромышленного комплекса, есть лесоперерабатывающая и газовая промышленность, где трудится много соотечественников. Населённые пункты активно развиваются, идёт индивидуальное жилищное строительство, модернизируется инфраструктура. Сельским жителям приходится часто бывать в райцентре: ездить в те же больницы, госучреждения и другие организации. Отрадно, что наш край – один из немногих в области, где сохранилось муниципальное предприятие, предоставляющее автотранспортные услуги населению. Во все удалённые уголки организованы пассажирские перевозки. Об этом благе для земляков при поддержке районной администрации и областного бюджета заботится коллектив МУП «Тотемское ПАТП» во главе с директором Александром ХОЛМОГОРОВЫМ.Холмогоров

Александр Александрович возглавляет предприятие без малого семь лет. Ему досталось учреждение с изношенным автопарком, минимумом районных маршрутов, протекающей кровлей профилактория и немалыми долгами. Сейчас транспортный цех обновлён на сто процентов, помещения почти все отремонтированы, а рейсы возобновлены по 18 направлениям – именно столько обслуживало АТП в лучшие годы. Для того, чтобы находящуюся на грани закрытия организацию не только сохранить, но и привести к стабильному развитию, потребовалась крепкая рука, умная голова и изрядная доля разумного оптимизма. Именно таким оказался нынешний руководитель.

Откуда же берутся столь сильные черты характера? Как и у многих грамотных хозяйственных людей, они куются с детства. Так произошло и с Сан Санычем, как уважительно его называют друзья, коллеги.

Родился он в деревне Задней. После окончания Советской средней школы поступил в ГПТУ-19 по направлению от Сухонского леспромхоза на водителя-электрика. Но после слияния учебного заведения с СПТУ-7 получилось новое ‒ СПТУ-47, где появилась возможность освоить другую специальность, которая оказалась ближе по духу герою публикации, – тракториста-машиниста широкого профиля и водителя категории «С».

- Выбор профессии обуславливался ещё и тем, что буквально в двух шагах от моего дома было крупное предприятие – Сухонский леспромхоз. Там работали все знакомые, соседи и отец, туда частенько бегал и наблюдал, как работают водители. Интересно было с техникой возиться, да и открывался мебельный цех, куда требовались люди, - производство развивалось. Знал, что работой буду обеспечен. Поэтому и мысли не возникало куда-то уезжать, ‒ вспоминает Александр Холмогоров.

Уже тогда Александр Александрович прекрасно осознавал цену труда. В семье, где он родился, было… десять (!) детей. В советские времена, когда земляки чувствовали уверенность в завтрашнем дне, женщины рожали, не беспокоясь о каких-то проблемах с воспитанием и обеспечением чад. Особенно, если говорить о деньгах. Холмогоровы же держали домашний скот, дружно работали на сенокосе, разрабатывали огород, вместе занимались другими хозяйственными хлопотами. У родных Александр научился взаимовыручке, ответственности и, конечно, порядочности. А ещё в таких ячейках общества вырастают люди, у которых напрочь отсутствует эгоизм, они умеют заботиться о близких.

- Пришёл из армии, приступил к работе в ЛПХ. Дали «Урал»-сортиментовоз. Никто из молодых шофёров в наше время не думал просить новую технику – её заслужить надо. Разбирались, ремонтировали подержанную, пока набирались опыта, учились у тех, кто опытнее, старше. Когда шла заготовка, а затем сплав, бывало, в несколько смен трудились – вывозили сырьё на нижний склад для погрузки. И никто не жаловался, трудились в поте лица.

Тогда даже подумать не могли, что всё в одночасье рухнет. Сухонский леспромхоз, несмотря на то, что там была налажена глубокая переработка древесины, а мебельный цех обеспечивал качественной продукцией многие районы, не смог выдержать условий новой рыночной экономики. Александр Александрович некоторое время после развала предприятия по привычке занимался лесом в частном порядке, предоставлял личную технику в аренду. Но конкурировать с крупными компаниями было всё тяжелее. С 2012-го он возглавлял Пятовский МУП, а спустя три года районное руководство, оценив его сильную хозяйственную жилку, пригласили заняться… спасением местного АТП. Именно так! Иначе бы под колёсами неумолимой современности работающая по старинке организация приказала долго жить.

Не надо долго искать причины, почему отрасль пришла в упадок. Транспортное предприятие давно существовало в районе, занималось пассажирскими, и грузовыми перевозками. В шестидесятые годы автобаза размещалась в заречной части города. Потом новые боксы и административное здание возвели в Савине. В 1999-ом произошло разделение на два предприятия, один из которых занималось грузовыми перевозками, другое – пассажирскими. Первое не выдержала конкуренции частников и ликвидировалась, второму с трудом удавалось держаться на плаву.

- Александр Александрович, с чего пришлось начинать?

- На тот момент осталось всего пять рейсов. Самый прибыльный – в Вологду – тоже постепенно сходил на нет ‒ эту нишу заняли ИП. Автобусы, полностью изношенные, едва справлялись и постоянно выходили из строя.

Другой бы за голову схватился от такого. Только не Сан Саныч. Медленно, верно, пользуясь принципом «семь раз отмерь», он ставил цели и достигал их. Сначала пришлось долго и мучительно разбираться во всём. Не обошлось без частичной смены коллектива, приобрели офисную оргтехнику, чтобы поставить на контроль бухгалтерию, оснастили технику системами контроля, ведь здесь раньше не было ничего – работали по старинке.

В итоге удалось не только сохранить, но и увеличить число маршрутов до 18. Несмотря на их убыточность, пассажироперевозками сейчас охвачены даже удалённые деревни и посёлки ‒ Октябрьский и Михайловка, Карица и Гремячий, Крутая Осыпь и Красный Бор, Середская и Юбилейный, и, конечно, расположенные ближе к райцентру. Не каждый день, но добраться до города и обратно может каждый житель района. Для этого вместе с главами организовывали сходы населения, выясняли необходимость и периодичность поездок.

Если говорить о других хозяйственных нуждах, то и здесь произошли существенные перемены. Отремонтированы все помещения, собственная котельная на отходах лесопиления позволяет отапливать боксы и административное здание, экономя на услугах ЖКХ. Профилактории находятся под новыми кровлями.

- Как удалось это всё осуществить?

- Глава района Сергей Селянин и руководитель администрации Сергей Семёнов стали поддерживать с первых дней. Несмотря на финансовые трудности, ещё в то время субсидия на поддержку автотранспортного предприятия была утверждена Муниципальным Собранием. Местная власть, осознавая социальную значимость внутримуниципальных перевозок, вкладывала бюджетные средства в развитие и укрепление материально-технической базы предприятия, сконцентрировав усилия на обновлении подвижного состава. Благодаря районному субсидированию куплены «ГАЗель», «ПАЗ», «МАЗ», переданы из другого муниципалитета два «ЛИАЗа», ещё две «ГАЗели» ‒ от администрации муниципалитета, а в этом году приобрели ещё четыре машины.

АТП 2

Некоторые подержанные, но они не изжили ресурс. Бывший школьный транспорт использовался аккуратно, оснащён системами контроля и безопасности – это большой плюс для обеспечения сохранности пассажиров. Вся техника проходит проверку, выполняются все требования Роспотребнадзора, Государственной инспекции дорожного движения, других контролирующих органов.

Микроавтобусы отлично зарекомендовали себя на маршрутах, где общественным транспортом пользуется мало народа. Большие автобусы связывают Тотьму с Советским и Усть-Еденьгой. Оптимальные «ПАЗики» используются на остальных трассах, да и летом, когда пассажиропоток увеличивается, выручают.

Не секрет, что сколько бы людей ни пользовалось услугами муниципального перевозчика, их пока недостаточно для того, чтобы рейсы приносили прибыль. За год выручка составляет более десяти миллионов, но расходы на ГСМ, амортизацию, запчасти и прочее её полностью «съедают» ‒ рейсы по-прежнему убыточны. Да и налоги АТП платит в казну исправно.

- Как справляетесь? Район не может полностью компенсировать выпадающие доходы…

- В этом помощь оказывает Правительство области. Ситуация стабилизировалась, благодаря губернатору Олегу Кувшинникову, который принял важное решение: во что бы то ни стало сохранить автобусное сообщение с каждым, даже малонаселённым уголком. С 2019-го получаем ежегодную поддержку в размере 12 миллионов рублей, это позволило не только уйти от убытков, но и задумываться о дальнейшем развитии.

- Россия сейчас испытывает серьёзное давление, санкции повлияли и на вашу отрасль. Как справляетесь с этим, не останемся без перевозок?

- Работаем без срывов, населению не грозит потеря транспортной доступности. Санкции отразились в плане удорожания автозапчастей. Вроде бы ещё в прошлом году говорили о стопроцентной замене парка, радовались новым «ЛИАЗам». Рано. У них вся «начинка» иностранная. Даже российский автопром, на который возлагали надежды, «порадовал» увеличением цен на технику и запчасти. Поэтому вновь выручили школьные автобусы – только нынче приобрели три «ПАЗа» и «ГАЗель», которые скоро выйдут на линию. Политическая ситуация, как её ни оценивали, позволила нашей стране наконец-то обратить внимание на себя, своё производство, внутренний рынок, хозяйство, людей. Наступил момент, когда надо перестать гнать дешёвую иностранщину, а развивать отечественное.

АТП

Александр Александрович благодарен и коллективу. Самые верные, морально устойчивые, выдержанные, болеющие душой не столько за свой кошелёк, сколько за земляков, из прежнего состава команды остались здесь. Кто-то, привыкший работать по старинке, ушёл, остальные помогали поднимать предприятие с колен. Влились в коллектив новые люди. Сейчас жизнедеятельность АПТ обеспечивает 30 человек: 11 водителей, два слесаря, механик, три кондуктора, два кассира, пять инженерно-технических сотрудников, четыре сторожа, что в отопительный сезон трудятся ещё и в котельной, уборщица на автостанции, два фельдшера. Каждый важен и ценен. Многие шофёры уже предпенсионного возраста, самому молодому ‒ за 40. Готовых к нам влиться земляков с категорией «Д» примут крепкими рукопожатиями. Да вот где их взять? Пассажирский транспорт могут водить опытные специалисты – таковы правила. А молодёжь слишком амбициозна, чтобы начинать работать на подержанном автобусе за среднюю заработную плату, мало кто думает о стабильности, чистом заработке, стаже. Тем не менее руководство АТП сотрудничает с отделением занятости: ищут ценных людей, способы пополнить водительский состав. Так, через программу КЦСОН обучили на категорию «Д» одного сотрудника.

На будущее Александр Холмогоров смотрит с оптимизмом:

- Планы по дальнейшему развитию есть, но пока не всё получается реализовать. Рассматриваем перспективы открытия новых рейсов. Землякам надо помочь в обеспечении транспортной доступности. Прорабатываем эти вопросы с администрацией района, ищем возможности. Привык ставить разумные цели. Поддержка власти и коллег придаёт уверенности в том, что всё получится.

Рубрика